ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И
ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ФГБОУ ДО ФЦДО
Семь дней Марафона - семь шагов к реализации Мечты
7 дней Марафона - это погружение в увлекательную исследовательскую и проектную деятельность. На этой странице вы найдете подсказки, рекомендации, советы - как организовать работу в эти дни. Независимо от того, какие треки выбрали ваши команды.
Мы будем рады вашим отзывам и возможным дополнениям, вопросам, пожеланиям. Пишите в группе ВК, в ТГ-канале
Программа Марафона рассчитана на 7 дней.

Однако, вы, как организаторы смены, можете немного увеличить или уменьшить временной отрезок для проведения Марафона. Возможно, какие-то этапы вы «пробежите» быстрее, а на какие-то потребуется больше времени.

Нужно рассчитывать, что для успешного участия команды в Марафоне ежедневно требуется не менее 2-5 часов. Оптимальное количество времени: 4 часа ежедневно.
День первый
Старт "Ярмарка идей"

Выбираем треки, распределяемся по командам. Представляем свою команду.

Первые результаты "Визитка команды" (самооценка команды, до 12 баллов).


День второй
Образ результата

Уточняем, в каком виде может быть представлен результат работы команды.

Создаем дорожную карту проекта.





День третий
Приземление

Начинаем приземлять свои мечты и "хотелки" с реальными возможностями.
Что успеем сделать?
Начинаем собирать первые результаты, осваивать технологии для реализации своих планов.
Готовимся к конференции "АЗС".






День четвертый
Экватор

Середина проектной недели.
Собираемся на встречу с другими командами и проводим конференцию "АЗС" (автор- защита -судья), где представляем свой замысел перед другими командами соты, как мы начали его реализовывать.
Команды на конференции выступают в роли строгих судей и мудрых защитников, которые дают советы и пожелания другим командам своей соты.

Промежуточный результат "Конференция АЗС" (до 10 баллов)






День пятый
Самостоятельная работа над проектом/ исследованием

С учетом полученных пожеланий и рекомендаций работаем над реализацией замысла.

Все промежуточные результаты команды отражают в дневнике Марафона.
Теги марафона для сети ВК: #краефест #лето #марафон

Дополнительные бонусные баллы "Дневник марафона" (самооценка, до 10 баллов)






День шестой
Перед финишем
Говорят, перед финишем открывается второе дыхание. Проверим. Команды доделывают свои проекты/ исследования и готовятся к стендовой конференции "Защита".
Удачи!







День седьмой
Защита проекта

Команды представляют свои работы на итоговой стендовой конференции. Желаем, чтобы всё получилось!
Экспертная оценка "Защита" (до 22 баллов).
В итоговом протоколе все баллы за промежуточные работы складываются.
Внимание! Статус победителей, призеров и решение по отдельным номинациям принимает орг. штаб СОТы.
Но самый лучший результат - это ваши реальные дела и исследования, которые помогают сделать Мир лучше!






Tilda Publishing
Семь дней Марафона - семь шагов к реализации Мечты
День первый. Старт "Ярмарка идей"
Основная задача первого дня для команд участников:

  • Выбираем треки, распределяемся по командам. Представляем свою команду.
  • Первые результаты "Визитка команды" (самооценка команды, до 12 баллов).

Первый день особенно важен для участников. Потому что в рамках него задаются правила, нормы. Период адаптации во многом определяет дальнейшую работу команды и отношения, которые будут складываться между участниками.
На первый день не надо ставить невыполнимых задач, например, придумать всё сразу или строго расписать план работы.

В первый день важно:
  • Определиться с треком, командой, наставником;
  • Задать нормы отношений в коллективе и правила работы в группе;
  • Определиться с ПЕРВИЧНЫМ образом результата;
  • Провести после основных мероприятий первую рефлексию в формате «свечки» или «разговора по душам», поделиться своими планами, опасениями, договориться, как будете решать возникающие проблемы;
  • Не погасить желание творить в первый же день!

В первый день, команда может оценить свою визитку (видеооткрытку). Если командой было решено представить визитку во второй день, то протокол по оцениванию визитки сдается в штаб СОТы во второй день. Решение принимает оргштаб СОТы (смены). Можно совместить представление визитки и представление замысла проекта на АЗС. Тогда в этот день оргштаб СОТы может принимать сразу два протокола.

Напоминаем, что время проведения Марафона ограничено. Команды могут выполнять свои работы в разном темпе. Однако важно поставить «крайний срок» сдачи всех протоколов. Иначе мероприятие может затянуться, и команды так и не успеют представить свои результаты.

В сборнике Методических рекомендаций для проведения первого дня вы найдёте:
  • Ссылки на проморолики для каждого трека, разработанного нами;
  • Описание формата мероприятия "Старт летнего исследовательского марафона "Ярмарка идей" (с примерным планом по минутам);
  • Как организовать и провести формат "Open Space" в первый день Марафона;
  • Как составить "Договор о намерениях". Советы наставнику команды. Опорные вопросы
День второй. "Образ результата"
Основная задача второго дня для команд участников:

  • Уточняем, в каком виде может быть представлен результат работы команды. Создаем дорожную карту проекта.

ВНИМАНИЕ!
Во второй день команды начинают работать над проектом и погружаются в материал. Поэтому здесь важно распределить время.

Возможные активности для команд:
  • Работа над созданием замысла. Уточнение темы проекта, формата представления работы (образ результата) на конечном этапе. Групповая работа.
o У команд должно быть выделенное место для сбора, где участники могут вместе работать над проектом, исследованием, хранить собранные материалы.

o Во второй день нужно приступить к содержательной части работы над проектом. Рекомендуется провести знакомство с материалами выбранного трека. При знакомстве с материалами, важно выписывать идеи, вопросы, возникающие при просмотре роликов, презентаций, работе с карточками, видеоматериалами и текстами.

o Если команда не успела сделать что-то в предыдущий день, можно доделать во второй день, потому что впереди много работы, ее лучше не накапливать.

o В конце второго дня важно провести рефлексию (оценку), на которой обозначить: как продвигается работа над созданием замысла и этапы достижения этого замысла. Все ли участники команды понимают, что они будут делать на этапе реализации?

o Рекомендуется делать утреннюю короткую встречу (планерку), в начале дня и более обстоятельную рефлексивную встречу – в конце дня.


В сборнике Методических рекомендаций для проведения второго дня вы найдёте:
  • Методические материалы по каждому из треком в разделе соответствующего трека;
  • Примерное расписание второго дня с важными комментариями и рекомендациями
День третий. "Приземление"
Основная задача третьего дня для команд участников:

  • Начинаем приземлять свои мечты и "хотелки" с реальными возможностями. Что успеем сделать, начинаем собирать первые результаты, осваивать технологии для реализации своих планов. Готовимся к конференции "АЗС".

ВНИМАНИЕ!

Продолжаем изучать и использовать материалы, предложенные в треках. Однако, важно перейти от слов к выполнению проекта/исследования. Именно поэтому этот день называется «приземление». Иногда команды ставят планы, которые невозможно выполнить, но понять они это смогут, только когда сделают первые шаги. В этот день команды могут разделить зоны ответственности и выполнять работы в микрогруппах. Для наставников важно понять кому нужна помощь, а кто может самостоятельно разобраться с материалом, которые предлагают трекеры в своих направлениях.
В этот день команды должны выделить время на то, чтобы подготовиться представить свои замыслы и понимание, как они будут реализованы, перед другими командами. Сама конференция пройдет в следующий день.

Возможные активности для команд:

  • Работа над проектом/ исследованием. Работа по задачам. Первые шаги по реализации. Групповая работа.

o В третий день нужно приступить к реализации замысла. Сделать хотя бы первые шаги, чтобы понять, что получается, какая дополнительная информация или навыки понадобятся команде, чтобы справиться с проектом. Рекомендуется продолжить работу с материалами трекеров. При знакомстве с материалами важно выписывать идеи, вопросы, возникающие при просмотре роликов, презентаций, работе с карточками, видеоматериалами и текстами.

o Наличие дорожной карты в этот день у команды очень желательно. Она может быть представлена в виде схемы, плаката, где отмечено – когда, кто, что делает по плану реализации проекта. На этой карте можно сразу отмечать – что сделано, что нет, вносить изменения и коррективы.

o Если команда не успела сделать что-то в предыдущий день, решите нужно ли доделывать эту работу, подумать «умещается» ли эта задача в дорожную карту.

o В этот день выделите время для подготовки плаката на конференцию АЗС по представлению замысла и планов реализации проекта перед другими командами;

o В конце третьего дня важно провести рефлексию, на которой обозначить: как продвигается ваша работа, какие сложности возникают, как можно с ними справиться. В этот день по «динамике развития группы» могут возникнуть и разные версии решения проблем. Здесь важно грамотно выстроить коммуникацию, принять правила взаимодействия для участников команды. Возможно, при необходимости, перераспределить обязанности на следующие 1-2 дня. Особое внимание и к лидерам, и к аутсайдерам. Не дайте одним получить «звездную» болезнь, а другим «выпасть» из команды.

o Рекомендуется делать утреннюю короткую встречу – планерку, в начале дня и более обстоятельную рефлексивную встречу- в конце дня.

В сборнике Методических рекомендаций для проведения третьего дня вы найдёте:
  • Методические материалы по каждому из треком в разделе соответствующего трека;
  • Примерное расписание третьего дня с важными комментариями и рекомендациями
День четвертый. "Экватор"
Основные задачи четвертого дня для команд участников:

  • Середина проектной недели. Собираемся на встречу с другими командами и проводим конференцию "АЗС" (автор-защита-судья), где представляем свой проект перед другими командами соты, то, как мы его начали реализовывать. Команды на конференции выступают в роли строгих судей и мудрых защитников, которые дают советы и пожелания другим командам своей СОТы.
  • Промежуточный результат "Конференция АЗС" (до 10 баллов).

ВНИМАНИЕ!

Продолжаем работать над проектом и в этот день.

Центральное событие дня – проведение конференции АЗС. Представляя свою промежуточную работу другим, придется немного подсобраться всем участникам команды. Она проводится в середине проектно-исследовательского цикла, так как к этому времени происходит небольшой спад активности и поэтому важно «вернуть выпадающих» в общий контекст.

На конференции ребята впервые представляют свой проект другим, к тому же сверстникам. Особенно это действие важно для подростков. Ведь им важно признание сообщества. При этом – перед своими несколько проще представлять, потому что это же еще не финал, это не строгие эксперты. Есть возможность исправить, переделать, догнать, сделать лучше, переделать вообще всё.
Не забудьте про Дневник марафона! Важны публикации, рассказы в соцсетях и хэштеги! Кстати, если вы занимаетесь этим регулярно, то обратили внимание, что самые активные подписчики – это родители, друзья. Им же интересно, чем вы занимаетесь! Они точно поддержат лайками и комментариями!

Возможные активности для команд:

  • Работа над проектом/исследованием. Работа по задачам. Продолжение. Групповая работа.
  • Конференция АЗС.
В сборнике Методических рекомендаций для проведения четвертого дня вы найдёте:
  • Ссылки на видео-объясняшку "Как проводить конференцию АЗС";
  • Как провести конференцию АЗС. Советы модератору;
  • Примерное расписание (с планом по минутам);
День пятый. "Самостоятельная работа над проектом"
Основные задачи пятого дня для команд участников:

  • С учетом полученных пожеланий и рекомендаций работаем над реализацией замысла.
  • Все промежуточные результаты команды отражают в дневнике Марафона. Теги марафона для сети ВК #краефест #марафон_ЛИМ #ЛИМ2022.
  • Дополнительные бонусные баллы "Дневник марафона" (самооценка, до 10 баллов).

ВНИМАНИЕ!

Фактически до финала осталось два дня. И задача – довести свою работу до логичного финала. Поэтому важно выстроить групповую работу в течении двух дней с максимальной эффективностью. Ориентируемся на результат. По идее, к этому времени команда должна сплотиться, поэтому это время максимальной производительности труда.

В сборнике Методических рекомендаций для проведения пятого дня вы найдёте:
  • Методические материалы по каждому из треком в разделе соответствующего трека;
  • Примерное расписание пятого дня с важными комментариями и рекомендациями
День шестой. "Перед финишем"
Основная задача шестого дня для команд участников:

- Говорят, перед финишем открывается второе дыхание. Проверим. Команды доделывают свои проекты/исследования и готовятся к стендовой конференции "Защита". Удачи!

ВНИМАНИЕ!

Перед финалом кажется, что никто ничего не успевает. Важно не паниковать. Время показывает, на кого в команде можно рассчитывать, на кого – не очень. Важно поговорить в этот момент с ребятами о том, как можно мобилизоваться, как не паниковать, а засучить рукава. Фактически, это такое героическое время проектного цикла. Если команда перевалит и дойдет до финиша – это Победа!

В методических рекомендациях мы не будем приводить примерную программу, потому что она очень зависит от состава команды, от уровня реализации замысла. Важно провести, как обычно, утреннюю планерку. Обозначьте место, способ связи в случае необходимости оперативно решить возникающие вопросы. Возможно, утренняя планерка у вас будет несколько длиннее, но не затягивайте больше чем на 1 час. Четко распределите – кто что делает, когда вы делаете финальную сборку для защиты. И в этот день можно не проводить традиционной рефлексии, лучше это сделать после защиты – более длинную, чтобы обсудить не только деловые вопросы, но и снять эмоциональное напряжение этой недели.

День седьмой. Защита проекта (исследования)
Команды представляют свои работы на итоговой стендовой конференции. Желаем, чтобы всё получилось!

Основные задачи седьмого дня для команд участников:

  • Экспертная оценка "Защита" (до 22 баллов). Статус победителей, призеров и решение по отдельным номинациям принимает оргштаб СОТы.
  • Но самый лучший результат - это ваши реальные дела и исследования, которые помогают сделать Мир лучше!

ВНИМАНИЕ!

Вы дошли до финала. Кто-то из вас показывает готовый продукт, выполненное исследование, а кто-то – промежуточный результат большого проекта, который будет продолжен. Может быть и так, и так.

Важно суметь мобилизоваться и представить результат на итоговой защите. И достойно «получить» обратную связь: отвечать на возникающие вопросы, держать ответ за ошибки и просчеты и определиться – а что дальше?! И это – тема для вечернего разговора-рефлексии.
Некоторые приемы и практики, которые помогают выстроить работу с командой по рождению замысла
Разные методы проведения рефлексии (групповой и индивидуальной), собранные на электронной доске Padlet
Работа с замыслом
Формы проведения рефлексии
Конференция АЗС
Как подготовиться и провести конференцию АЗС. Советы модератору и участникам
Стендовая конференция
Полезные советы. Как подготовиться и провести стендовую конференцию (в науке принято название "постерная сессия")
Приложения - помощники
Здесь мы подобрали методические материалы, которые помогут организовать сопровождение работу команд на Марафоне
ЗАМЫСЕЛ
Приемы организации работы на этапе формирования замысла проекта
Работа над замыслом – это один из самых трудных и увлекательных этапов в проектно-исследовательской деятельности. Замысел – самый первый этап. От того как ведущий настроиться и проведет этот этап, будет зависеть многое. Можно сравнить это с замешиванием теста. Вы же понимаете, что как минимум 50 процентов вкуса готового пирога зависит от того, как вы замесили тесто.

В задачи работы над замыслом входят:

  • поставить вопросы к теме проекта так, чтобы побудить ребят к поиску темы;
  • создать атмосферу творчества и принятия.

Разные методы, представленные на доске Padlet «ЛИМ. Замысел» позволят провести этот этап интересно и плодотворно.

Ссылка: https://padlet.com/mashalenskaya/yrsk6hfp4qyj3ytl
Автор статьи: Ленская М. М., методист Федерального ресурсного центра ФГБОУ ДО ФЦДО, главный редактор видеожурнала "Говорю как краевед"
Замысел
Электронная доска с размещенными дидактическими материалами от специлистов, педагогов, наставников.
Доска «собрана» по принципу разделов. Каждый раздел представлен мини-наборами карточек
1 раздел «Теория»
Раздел представлен небольшой презентацией по данной теме
2 раздел «Как поставить вопросы на этапе «Замысел»
В этом разделе подобрано несколько карточек, содержавших разные вопросы, и разные подходы. В каждой карточке есть методические рекомендации по проведению данной игры или занятия.
3 раздел «Замысел Игры и творческие формы»
Ведущему важно уметь в условиях высокой скорости прохождения этапа «Замысел» на летнем исследовательском марафоне провести этап легко и продуктивно. Для этого мы подобрали несколько карточек. В каждой карточке есть методические рекомендации по проведению данного формата.
4 раздел «Замысел. Графические методы»
Этот раздел посвящен заданиям с использованием разных арт-технологий, они уместны в групповой работе. Созданный арт-объект может стать маршрутной картой к треку, графическим планом по работе над всем проектом или исследованием.
РЕФЛЕКСИЯ
Ключевой этап в проектно-исследовательской деятельности и групповой работе
Рефлексия – один из важных этапов в проектно-исследовательской деятельности и групповой работе.

В задачи рефлексии входят:

  • обратная связь эмоционального состояния группы и отдельных детей;
  • подведение промежуточных и основных итогов.

Грамотно выстроенная рефлексия – показатель мастерства ведущего.

Разные методы, собранные на доске Padlet «ЛИМ. Рефлексия» позволят провести этот этап интересно и плодотворно.

Ссылка: https://padlet.com/mashalenskaya/npg0unwwly9w30pj
Автор статьи: Ленская М. М., методист Федерального ресурсного центра ФГБОУ ДО ФЦДО, главный редактор видеожурнала "Говорю как краевед"
Рефлексия
Электронная доска с размещенными дидактическими материалами от специалистов, педагогов, наставников.
Доска «собрана» по принципу разделов. Каждый раздел представлен мини-наборами карточек
1 раздел «Теория»
Раздел представлен небольшой презентацией по данной теме
2 раздел. «Рефлексия эмоционального состояния»
Особую роль в рефлексии играет работа над эмоциями. Это важно и для создания атмосферы во временном детском коллективе, и поможет регулировать эмоциональное состояние детей. В этом разделе представлены несколько карточек с формами рефлексии эмоционального состояния. В каждой карточке есть методические рекомендации по проведению данной игры или занятия.
3 раздел «Рефлексия групповых процессов»
Ведущему важно уметь в условиях высокой скорости прохождения летнего исследовательского марафона быстро реагировать на изменение состояния временной группы. Для этого мы подобрали несколько карточек с игровыми и графическими формами. В каждой карточке есть методические рекомендации по проведению данного формата.
4 раздел «Рефлексия. Графические методы»
Этот раздел посвящен заданиям с использованием разных арт-технологий, помогающий быстро и наглядно «снять» картину эмоционального и группового, и индивидуального состояния.
5 раздел «Рефлексия. Игровые формы»
В этот раздел мы поместили несколько игр, которые могут стать сценарием проведения занятия по рефлексии в игровом формате.
Конференция АЗС (автор-замысел-судья) проводится в середине проектно-исследовательского цикла, так как к этому времени происходит небольшой спад активности и поэтому важно «вернуть выпадающих» в общий контекст. На конференции ребята впервые представляют свой проект другим, к тому же сверстникам. Особенно это действие важно для подростков с точки зрения возрастной психологии (для детей этого возраста становится особенно значимым мнение сообщества, как правило это сверстники) . Команды представляют результат перед другими командами, которые тоже участвуют в Марафоне. При этом у команды есть возможность исправить, переделать, догнать, сделать лучше, переделать вообще всё.

Конференция АЗС
Видео-объясняшка
Как провести конференцию "АЗС"
КОНФЕРЕНЦИЯ АЗС
Некоторые советы, рекомендации о проведении конференции "АЗС"
(Автор статьи: Глазунова О.В., руководитель оргштаба Фестиваля "Краефест")
Конференция защиты, МБОУ ТР СОШ №1, г. Торопец, Тверская область
Подготовка к конференции (требования к месту проведения, требования к подготовке стенда для команды).
Для проведения конференции необходимо свободное пространство, где можно расположить плакаты, на которых команды представляют информацию о замысле проекта (исследования) и составленную ими дорожную карту реализации проекта.
Исследовательская (проектная) группа готовит стенд, на котором размещает информацию:
● Тема, направление исследования (проекта)
● Исследовательские вопросы/проектные задачи /цели
● Образ результата (что получится в результате работы)
● Какими средствами вы будете достигать этот результат (этапы исследования или проекта)

Для размещения плакатов или стендов, необходимы свободное пространство, такое, чтобы на наем уместились все работы ребят и была возможность у каждого стенда (плаката) собраться от 5 до 10 человек. Все стенды (плакаты) размещаются в одном помещении. Так чтобы участники могли свободно переходить от одного плаката к другому и не толпиться, и при этом расстояние между соседними плакатами было достаточном, чтобы не мешать участникам слушать доклады всех команд одновременно. Оптимальное расстояние между соседними плакатами – 15-20 метров.

Команды могут расположить свои плакаты на специальных стендах, развешивать на стенах в разрешенных местах или размещать на столах, вокруг которых можно собраться группой.

Для презентации команды могут использовать не только плакаты, но и необходимые артефакты, экспонаты и заготовки. Команда может использовать компьютер для демонстрации отдельных частей работы (фотографии, схемы и т.д.). Однако не рекомендуется использовать проекторы, поскольку важно организовать не отдельные выступления, а диалоги участников разных команд около стенда.

Проведение конференции (скрипт для модератора)

Модератор ведет конференцию для соты, состоящей из 3-х команд. Если команд больше, рекомендуется организовать несколько сот и у каждой- свой модератор.

Модератор четко объявляет правила проведения и время, отведенное на выступление каждой команде:

  • Порядок выступления и распределение ролей на 1 такт конференции: 1 команда- в роли автора (представляет замысел и дорожную карту), 2-ая команда – защита (отмечает сильые стороны проекта и перспективы реализации), 3-я команда - судья (слабые стороны, что нужно изменить или проверить) .
  • Объявляет о времени на выступление каждой команды в такте (автор – 5 минут, защита- 2 минуты – вопросы, 3 минуты –диалог с командой «авторы», судья – 2 минуты вопросы, 3 минуты – диалог).
  • Объявляет о правилах предоставления слова и объявления очередности:
* Модератор следит за временем, предоставляет слово;
*Говорить можно только тогда, когда модератор дает слово;
*Если модератор останавливает выступление (не уложились в отведенное время), выступающий должен прекратить свое выступление и может продолжить только с разрешения модератор.
*Просить о продлении времени может только выступающий от команды и только один раз. Модератор может дать это разрешение, но может принять решение о невозможности продолжить выступление. Модератор принимает это решение, ориентируясь на динамику проведения мероприятия и необходимость «уложиться в отведенное время выступления».
*В каждом правиле есть исключения. Но решение об «исключении» принимает только модератор соты.


Проведение стендовой конференции
(что делает команда, роли в команде во время проведения конференции)


На конференции АЗС

Первый такт (15-20 мин):

○ Первая команда в тройке представляет свой замысел с использованием стенда (4-6 мин)
○ Команда критиков задает вопросы с целью выявления «слабых мест» и возможных трудностей и сложностей в реализации (3-5 мин)
○ Команда защитников задает вопросы с целью выявления «сильных мест» и перспектив исследования (проекта) (3-5 мин)
○ Резюме 1 такта: Рекомендации от команды критиков, от команды защитников. Слово от команды, которая представляла замысел, какие аргументы сторон они принимают в работу и будут ли делать исправления с учетом критики и предложений от других групп (1 мин + 1 мин + 1 мин).

Второй такт (15-20 мин)
○ Команды меняются ролями: представляющие замысел – критики – защитники

Третий такт (15-20 мин)
○ Команды меняются ролями: представляющие замысел — критики – защитники

Пройдя все такты, команды побывали в роли представляющего замысел, критика и защитника.

ИТОГИ
Команда обсуждает итоги конференции АЗС и корректирует свои планы реализации проекта с учетом замечаний и предложений от других команд. Команда самостоятельно принимает решение – какие рекомендации она берет в работу, а какие – нет.

СТЕНДОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Проводится как итоговое представление работы команды
О стендовой конференции рассказывает А.С. Обухов, научный консультант, к. психол.н., ведущий эксперт Центра исследований современного детства Институа образования НИУ ВШЭ, гл редактор журнала "Исследователь/Researcher"
Стендовая конференция (в науке также принято название «постерная сессия») – один из форматов представления результатов исследований и проектов, принятых в научном сообществе, а также в бизнесе и других сферах. Она предполагает наглядное представление ключевой информации по результатам исследования или о проекте в формате стенда с возможными дополнительными предстендовыми материалами. Задача этих материалов не только дать полноценное понимание о сути и результатах исследования / проекта, но и выступить основанием (опорой) для содержательной коммуникации между автором (авторами) и слушателями, экспертами. Данная форма предполагает свободный или заданный регламент коммуникации, который предоставляет возможность участников стендовой сессии также пообщаться друг с другом, а не только представить свои работы экспертам и внешним слушателям.
Стендовая сессия не предполагает обязательного полноценного доклада перед стендом, а дает возможность любому человеку, смотря на стенд, сразу вступать в диалог с автором(ами), задавая вопросы по информации, представленной на стенде.
Краефест предполагает командное участие, поэтому временной регламент в стендовой сессии отсутствует. Стоит в команде выделить роли «держателей идей» (кто рассказывает результаты деятельности команды другим) и «собирателей идей» (кто ходит по стендам других команд и узнает, что они создали, придумали, изучили). Участники команды могут меняться ролями между собой через оговоренное внутри команды время.
Как вариант – пространство стендовой конференции может быть разделено на зоны и каждая зона «работает» в определенный период времени, после чего она «закрывается» и начинает работать следующая. В момент «работы» определенной зоны – все авторы, находящиеся в ней, стоят у стендов и другим участникам рассказывают о своих работах, а авторы из других зон – выступают как слушатели или даже как эксперты.


При небольшом числе команд – целесообразно делать организованную «карусель» команд с заданными тактами по 5-10 минут. Стенды расставляются по кругу (по периметру аудитории). У каждого стенда остается 1-2 человека («держатель идеи»), а остальные участники команды («собиратели идей») – переходят по кругу, по часовой стрелке, к следующему стенду, общаются с его «держателями идей», на следующем такте – к следующему, и так далее, пока не возвращаются к своему стенду, где «держатели» и «собиратели» одной команды обмениваются идеями, которые собрали или которые появились при общении с членами других команд. В этом случае важно синхронизировать такты смещения «собирателей идей» по кругу от стенда к стенду по общему сигналу.

Пространство и место проведения конференции
Пространство для стендовой конференции важно просторное. Оптимально размещать стенды по периметру. Способы размещения / крепления стендов могут быть разные (в зависимости от финансовых и технических возможностей). На международный выставках научно-технического творчества стендом является фактически мини-павильон.
Существуют стандартные форматы размеров и крепления стендов/постеров.
Но могут и более простые решения – в виде мобильных досок, флипчартов, да и просто крепление листов бумаги на малярный скотч на стену.
Пространство для стендовой конференции важно просторное. Оптимально размещать стенды по периметру. Способы размещения / крепления стендов могут быть разные (в зависимости от финансовых и технических возможностей). На международный выставках научно-технического творчества стендом является фактически мини-павильон.
Существуют стандартные форматы размеров и крепления стендов/постеров.
Но могут и более простые решения – в виде мобильных досок, флипчартов, да и просто крепление листов бумаги на малярный скотч на стену.
Примеры
Пространство и место проведения конференции
Существуют различные типовые рекомендации по структуре содержания стендов.
Однако, важнее просто задать ключевой перечень информации, который обязательно важно указать на стенде: название, авторы, консультант, цель, задачи, методы решения, результаты, выводы, источники.

Перед стендом, обычно, могут также размещаться маленькие столы и стулья для возможности расположения дополнительных материалов, иллюстрирующий исследование или результаты проекта.
Примерная схема размещения информации
Расположение материала на постере
Проведение стендовой конференции (скрипт для модератора)

Ключевое для стендовой конференции – активизация коммуникации между участниками, слушателями и экспертами. Для визуализации и символической фиксации фактов коммуникации целесообразно ввести какой-то формат фиксации, о том, что та или иная работа прослушана и кем. Например, каждой команде могут быть розданы наклейки с номерками или какой-то картинкой, которые клеятся на стенд (или на специальный лист) тому, с кем пообщались – в благодарность за содержательную коммуникацию.
В режиме «карусель» требуется четкое соблюдение временных тактов единого перехода от стенда к стенду. В режиме действия зон важно понять по какому принципу делятся зоны (при важности равномерности распределения по числу работ в соотнесении с временем работы зоны), а также задать временные такты их работы и сигнализировать о переходе от одной зоны в другую.
В задачи модератора входит распределение экспертов и определение регламента их работы по пространству зала так, чтобы каждая работа получила экспертную обратную связь, чтобы «экспертная нагрузка» на каждую работу была равномерной. С учетом квалификации экспертов и содержанием работ.
Также может быть полезным наличие простых листов обратной связи, которые вывешиваются на специальной стене под названием работ или оставляются у стендов авторам.

Проведение стендовой конференции (что делает команда)

В команде важно договориться кто «держатель» идей, кто «собиратель» идей. «Держатели» стоят у своего стенда, рассказывают другим о своей работе и отвечают на вопросы по ней. «Собиратели» ходят по стендам других команд, общаются с их «держателями», задают авторам вопросы по выполненной работе и в процессе заполняют листы обратной связи. При обсуждении рекомендуется пользоваться чек-листом с вопросами.

Ключевой момент для «собирателей» – письменно фиксировать для своей команды идеи, которые могут быть ценны и полезны. «Держателем» также важно для команды фиксировать значимые вопросы и рекомендации, которые были от других участников или экспертов. В завершении стендовой конференции важно обсудить данные пометки друг с другом внутри команды.

Информационные ресурсы
Официальная группа в ВК Фестиваля
Официальная группа в ВК Летнего Марафона
Информационная страница Фестиваля
на сайте ФГБОУ ДО ФЦДО
Чат вопросов в тг "Вопросы Краефест"
Официальный канал в ТГ "Краефест"