ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И
ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ФГБОУ ДО ФЦДО
ПРОмир
"...Мы приглашаем вас попробовать начать исследовать мир вокруг себя. Это может сделать каждый! И не обязательно быть ученым, чтобы быть увлеченным исследователем. Но если вы не увлечены исследованием, невозможно стать ученым..."
Методические материалы для организаторов , наставников, вожатых
О том, чем и как можно заниматься на треке. Как стать исследователем уже сегодня
Как организовать работу в первый день? Как сформировать команды. И как провести встречу и групповую работу в форме орг. диалога
Видеоролик о треке
Договор о намерениях
Инструменты и методы исследования
Приложение № 2. Инструменты и методы исследования. Естественно-научное направление
Информационные ресурсы
Ссылки на основные информационные ресурсы Краефеста-2022
Исследовать мир вокруг!
Здесь мы подобрали методические материалы, которые помогут сделать вашу работу увлекательной, интересной и содержательной!
Таблица № 1
Инструменты и методы исследования. Приложение № 1.
Инструменты и методы исследования
Приложение № 3. Инструменты и методы исследования. Гуманитарное направление
1.1. «Договор о намерениях» для трека «ПРОмир». День первый
В нашем треке мы предложим вам несколько линий вовлечения в исследования мира вокруг себя:

1 – посмотреть на мир вокруг с широко открытыми глазами, но с заданным алгоритмом выделения объекта, формулировки исследовательского вопроса к нему и выбору метода для ответа на данный вопрос. Мы зададим бланки для структурирования идей про возможные исследования, а также предложим алгоритм перевода этих идет от замысла к реализации.

2 – выбрать из заданных конкретных исследовательских заданий на местности с использованием методов социо-гуманитарной и естественно-научной направленностей и реализовать их на своем топосе (конкретной локальной территории, местности). Эти задания мы представим в видеоформате для большей наглядности и доступности – что и как можно изучать.

Количественный состав мини-команды оптимально от 3-4 до 5-6 человек, при этом число мини-команд может быть от 5 до 10. Внутри команды важно распределять задачи и роли, в зависимости от имеющихся навыков, интересов, но во взаимосвязи с каждой задачей на том или ином этапе трека. Задача распределения ролей в команде будет каждый раз стартовый в начале каждого дня (этапа) и может корректироваться по ходу реализации. При реализации поиска собственной задачи исследования – стоит заранее определить (лотерейной или по самоопределению – можно выбрать несколько из общего перечня) фокусировку команды: живая природа; неживая природа; взаимодействие живой и неживой природы; взаимодействие человека и природы; человек и общество – прошлое; человек и общество – настоящее. Можно задать и другие варианты направленностей. Важно, чтобы команды охватывали разные аспекты одной территории
Рождение замысла исследование.
Мастер-класс от А.С. Обухова, автора программы трека.
Мотивационный ролик для участников трека "Выход за пределы заданного или новый взгляд на привычное пространство"

Исследование в современном мире.
Обращение к наставникам и организаторам Летнего исследовательского марафона А. С. Обухова, к. психол.н., ведущего эксперта Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, гл редактора журнала "Исследователь/Researcher"

День первый "Договор о намерениях"
Примерное расписание
День первый
15 мин - Знакомство в кругу.
Обсуждение причин - почему выбрали именно этот трек?
Что в нем заинтересовало?
10 мин - Просмотр ролика "Рождение замысла исследования"
20 мин - Обсуждение в кругу.
Вопросы для обсуждения:
  • мой опыт самостоятельного познания;
  • что может быть интересно изучать в своей местности;
  • зачем вообще уметь исследовать что-либо в современном мире
10 мин - Исследование в современном мире: просмотр ролика
20 мин - Выбор линии работы по треку:
  • рождение собственного замысла исследования на местности, его реализация, представление и обсуждение между командами
  • видеозадания открытого типа – выбор заданий, их реализация и представление результатов друг другу
  • реализация и видеозаданий и собственных замыслов (последовательно всеми командами / параллельно разными командами)20 мин - Выбор линии работы по трек
30 мин - Деление на команды и обсуждение личного опыта. Примерные вопросы для обсуждения:
  • когда самостоятельные исследования кем-то поддерживались, кто-то помогал реализовать их?
  • когда собственные исследования кем-то наказывались, пресекались?
  • какой опыт кто из этого извлек на будущее?
Инструменты и методы исследователя.
Как подобрать для работы?
Трек "ПРОмир".
Занятие по освоению инструментов проходит в форме групповой работы – орг.диалог
Занятие по освоению инструментов проходит в форме групповой работы – орг.диалог. Команда делится на мини-группы (по 2 -3 чел). Вытягивает карточку с указанием ресурса (таблица «Инструменты и методы исследователя») по 2-3 метода на группу.

Задача команды – познакомиться с методом по ролику или описанию. Выполнить пробное действие и представить результаты перед другими участниками команды.

Затем команды «меняются» технологиями и после объяснения сути командой, которая первая изучала эту технологию, совершить пробное действие по той технологии, которой научила ее первая команда.

Затем команды проводят обсуждение и отбирают те технологии, которые понадобятся им для эффективного выполнения собственного преокта или исследования.

Инструменты и методы исследователя
Таблица № 1
Инструменты и методы исследователя.
Естественно-научное направление
Трек "ПРОмир".
Занятие по освоению инструментов проходит в форме групповой работы – орг.диалог
Инструменты и методы исследования
Таблица № 2. Естественно-научное направление
Наблюдение за птицами
Аннотация. Понаблюдайте за миром птиц у себя в регионе и заполните полевой дневник наблюдений.

Задание:

Вам предлагается погрузиться в удивительный мир пернатых и заполнить полевой дневник орнитолога.

1. Выберите площадку для наблюдения за птицами. Это может быть любое доступное для вас место (парк, балкон, двор и пр.) Рекомендуемое время наблюдения: от 30 минут до 1,5 часов.

2. По возможности сфотографируйте птиц, которых удалось увидеть, или сразу внесите их описание в тетрадь/блокнот для наблюдений птиц. Заполните таблицу наблюдения. Определите уведенные виды птиц и прочитайте об их особенностях в атласе-определителе, в приложении для бёрдвотчинга или на любом удобном тематическом сайте.

3. Узнали ли вы что-то нового за время выполнения этого задания из наблюдения за миром птиц?

Форма предоставления: в виде презентации или видеоролика
Автор: педагог «Точки варения» Колледжа 26 КАДР Коршунова Анна
посмотри
Фотоохота
Аннотация. Изучите животных, встречающихся в той среде, в которой вы живете.

Задание: Вам предлагается выйти на прогулку и понаблюдать. Какие животные встретились вам за время вашей прогулки в городской среде или в сельской, то есть там, где вы живете? Кто является естественной частью этой среды? Это может быть домашнее животное с хозяином, животное в свободном выгуле.

Внимание! будьте осторожны с дикими животными – не подходите близко!

Ответом на задание будет считаться:

1) Заполненная таблица к заданию

2. Письменный ответ, описывающий:

а) содержание беседы с хозяином животного (если удалось с ним пообщаться) относительно породы, взаимодействия питомца с семьей и хозяином, как долго в семье питомец, какое значение для семьи имеет то, что у них такой питомец.

Б) если не удалось пообщаться, то тогда рассказ о породе/, о роли этого вида в истории человечества, сравнение различных представителей этой породы/вида между собой.

3. Рассуждение о том, какую роль играют животные, которых вы встретили в своем округе, в жизни его обитателей?

Форма предоставления: в виде презентации.
Автор: студентка НИУ ВШЭ Воронцова Мария
посмотри
Метеорологическое наблюдение
Аннотация. Проведите метеорологическое наблюдение в населенном пункте, в котором вы живете, выяснить суточный ход температуры, заполнить таблицу наблюдения, составить графики, ответить на вопросы и прислать результаты в виде презентации.
Задание:
1. Провести метеорологическое наблюдение за температурой воздуха и погоды в течение нескольких дней.
2. Построить график изменения температуры.
3. Проанализировать графики:
– найти максимальные и минимальные значения за каждые сутки, амплитуду изменения температуры, абсолютный минимум и абсолютный максимум температуры;
– сравнить суточные ходы при разных типах погоды; выявить сходства и различия;
– объяснить полученные результаты исходя из физики процессов, то есть предположить, почему так происходит.
4. Оформить полученные результаты в виде презентации (с таблицей, графиками).
! Если вы обращались к дополнительной литературе, обязательно укажите названия книг или статей в своем ответе.
Форма предоставления: в виде презентации.
Автор: студент НИУ ВШЭ Шмакин Никита
посмотри
Инструменты и методы исследователя.
Гуманитарное направление
Трек "ПРОмир".
Занятие по освоению инструментов проходит в форме групповой работы – орг.диалог
Инструменты и методы исследователя
Таблица № 3. Гуманитарное направление
Ленин в городе
Аннотация: Изучите историю местного памятника Ленина и построек вокруг него.

Задание: Вам предлагается изучить историю местного памятника Ленина и построек вокруг него. Вопросы ниже помогут структурировать вам ответ:

1. Как организовано пространство вокруг памятника Ленина в том месте (город/село/деревня), в котором вы живете?
2. Как бы вы определили стиль зданий вокруг памятника?
3. Как вы считаете, здания вокруг памятника строились в одно время и в одном стиле или их облик формировался постепенно? Как вы это поняли?
4. Опишите историю этого памятника Ленина. Когда он был установлен? Факты, связанные с его появлением в городской или сельской среде? Какие происходили изменения в стройках вокруг него? Рекомендуем искать информацию на региональных сайтах, которые могут обладать более точными сведениями.
Форма предоставления: в презентации или видеорепортажа.
Автор: студент НИУ ВШЭ Кузьмин Вячеслав
посмотри
Ментальная карта места, в котором вы живете
Аннотация. Нарисуйте ментальную карту места, в котором вы живете.

Задание: Вам предлагается нарисовать ментальную карта места, в котором вы живете и ответить на вопросы.
1. Нарисуйте контур района той местности, где вы живете, именно так как вы его воспринимаете. Укажите, где он начинается, а где заканчивается по вашему восприятию.
2. Где, как вам кажется, расположен центр вашего района? самое значимое место для вас?
3. Есть ли в вашем районе примечательные места (парки, памятники, музей, галереи и т.д.), которые вы помните и регулярно посещаете?
4. Какие запоминающиеся истории из вашей жизни или ваших друзей/родственников с этими местами связаны?
5. Нанесите на карту маршруты ваших передвижений (путь от дома до школы, до магазина, маршруты, где вы гуляете).
6. Знаете ли вы, почему ваш район так называется? Какая у него репутация?
7. Когда вы работали над созданием ментальной карты вашей местности, какие мысли, чувства, эмоции вас посетили?
Форма предоставления: в виде текста и фотографии созданной ментальной карты или презентации.
Автор: педагог «Точки варения» Колледжа 26 КАДР Комарова Вера
посмотри
Информационные ресурсы
Официальная группа в ВК Фестиваля
Официальная группа в ВК Летнего Марафона
Информационная страница Фестиваля
на сайте ФГБОУ ДО ФЦДО
Чат вопросов в тг "Вопросы Краефест"
Официальный канал в ТГ "Краефест"