ФГБОУ ДО Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения
Всероссийский фестиваль краеведческих объединений

Правила Марафона Краефест - 2021. Школьный этап

Сроки: 15 марта по 15 апреля.
Регистрация: до 28 марта.
Подведение итогов: с 7 по 15 апреля.
Участники команд

Задачи участника проектно-исследовательской команды:
  • Выбрать трек из заявленных на сайте
  • Зарегистрироваться на сайте Марафона
  • Собрать команду (3-5 чел.)
  • Собраться в Соту (группа из 3-5 команд)
  • Сделать проект/исследование
  • Получить электронный сертификат участника Марафона, подтверждающий членство в лиге "Начало"
Участники: команды школьные, межшкольные, представители клубов, объединений. Рекомендуется собрать команду из 4-5 человек, но не более 8 человек. Команды, в которых больше 8 человек, необходимо регистрировать как две отдельные команды, разрабатывающие свою тему.
Возможно участие команды, представленной одним участником (индивидуальный проект) при наличии наставника.
Участники школьного этапа и прошедшие до финала этого этапа получают статус "Участник" и могут участвовать в мероприятиях Фестиваля, в статусе которых есть название Лиги "Начало".
Наставник
Задачи наставника:
  • наставник в составе команды обеспечивает обсуждение промежуточных результатов, заданий, критериев для зачета работы команды;
  • помогает выстроить коммуникацию внутри команды и с другими участниками соты;
  • наставники в соте выбирают куратора, который представляет соту в треке;
  • наставники команд в сотах составляют промежуточные и итоговые протоколы и отсылают их трекеру соты (через куратора).
Наставником команды может выступать педагог, родитель, научный руководитель, куратор, старший товарищ, который поддерживает и направляет команду. Наставник должен быть старше 18 лет в ответственной позиции по отношению к команде и делу, которым она занимается.
Наличие наставника у команды желательно. Один наставник может курировать несколько команд.
Наставник входит в состав команды, участвует в ее деятельности, но не может представлять команду на защите.
Наставник входит в состав зачетной комиссии в соте, к которой относится его команда. Наставник может оценивать любую команду, кроме своей.
Если в соте только один наставник, то он привлекает в состав комиссии независимых наставников из других сот.
Важная задача наставника ⎼ обеспечить беспристрастность, конструктивность и продуктивность дискуссии в рамках работы зачетной комиссии.

Как стать наставником?
Зарегистрироваться на сайте, указать контакты команды, если есть.
Трекер
Задачи трекера:
  • заявляет тему трека, включающую:
    • название, краткий анонс (не более 300 знаков);
    • краткий видеоанонс (не более 5 минут) и размещает на сайте Марафона;
  • решает вопрос с организаторами об электронном ресурсе, где будут размещены все материалы и задания по треку в открытом доступе для участников Марафона. Ссылка на ресурс выкладывается на странице Марафона;
  • формирует программу трека, состоящую из заданий, квестов, образовательного контента. Размещает эти материалы на ресурсе трека;
  • анализирует протоколы промежуточных и итоговых работ участников и при необходимости делает комментарии или отвечает на вопросы.
Трекер сопровождает команды на протяжении времени проведения Марафона.
Трекер вправе заявить критерии и формы обратной связи, не противоречащие Манифесту Марафона или воспользоваться предложенными организаторами. Критерии объявляются перед запуском трека на Марафоне. Критерии согласовываются с организаторами (штабом) Марафона и вывешиваются на сайте в разделе "Трек".
Трекер в описании своего направления (анонс) указывает ограничения для участников, если они есть (например, школьная команда, взрослая команда, смешанная команда).

Как стать трекером?
Нужно пожелать стать трекером. Заявить трек, выполнить все требования к трекеру (см. выше), и пригласить участников ⎼ команды. Трек считается открытым, если набирается хотя бы одна сота в заявленный трек.
Основные этапы работы в Марафоне
Первичные этапы
  • Регистрация на сайте марафона kraefest.ru с указанием контактных данных, наставника и выбором трека.
  • Этап "Старт". Сбор команд и сот.
После регистрации на сайте участники переходят в официальные соцсети конкурса по выбранному треку и заявляют свои команды публикацией ее состава. Рекомендуемое количество участников в команде 4-5 человек + наставник. Допускается участие индивидуально при наличии наставника в рамках Марафона, однако поощряется командное участие, так участникам будет легче справиться с заданиями.
Если у участника еще нет собранной команды, он может заявить идею проекта в соцсети трекаи опубликовать ее с предложением вступить в его команду. Также можно опубликовать сообщение о том, что участник ищет команду для вступления.
На этом же этапе формируются Соты: в соцсетях трека команда при наличии у нее наставника может заявить о том, что она открывает Соту. К ней могут присоединиться от 2 до 4 команд, после чего они могут договориться и объявить Соту закрытой. Сота создает свою страницу в соцсетях и заносит информацию о составе участников в форму регистрации Сот.

Этапы работы над проектом
В рамках этих этапов на странице треков публикуются задания и образовательный контент. Соты на каждом из этапов обсуждают задания и критерии их зачета, публикуют результаты работы этапа по каждой из команд на своих страницах, проводят зачет и записывают его результат по каждой из команд в форму зачета трека.
  • Этап "Визитка" команды.
Первым заданием для Соты становится создание визиток своих команд, рассказывающих об участниках и командах - их целях, интересах и мотивации участия в выбранном треке.
  • Этап "Замысел".
    На этом этапе команды презентуют идею и план реализации своих проектов или исследований
  • Этап "Дело".
  • На финальном этапе команды реализуют свои проекты (или их этапы), рефлексируют о проделанной работе и упаковывают результаты этой деятельности в медиа материалы.
Правила зачета
Общие правила
Каждый из этапов работы над проектом в Марафоне (визитка, замысел, дело) засчитывается по определенным критериям. Задача критериев ⎼ направить участников, обеспечить понимание ими параметров успешности работы на этапах, задать поле для конструктивного обсуждения и развития проектов.
Сумма Топов (условных единиц, которые затем пересчитываются в баллы, указанные в положении Фестиваля), которые можно заработать за этап, не зависит от трека и составляет определенную долю от максимального возможного количества баллов на Марафоне:

  • сбор команды ⎼ не более 10 топов;

  • этап "Визитка" ⎼ не более 25 топов;

  • этап "Замысел" ⎼ не более 40 топов;

  • этап "Реализация" ⎼ не более 50 топов;

  • квесты от ведущего трека - не более 25 топов.

    Конкретные критерии, по которым происходит зачет этапов, зависят от треков, руководитель трека публикует их на странице трека в начале его работы.
Топы начисляются сотами не реже чем раз в неделю, по мере прохождения командами этапов.
Всего за участие в марафоне команды могут набрать не более 150 топов, которые конвертируются в бонусные баллы, указанные в положении Фестиваля (10 топов = 1 бонусный балл). Команды, которые получили 10 и более баллов, приглашаются на муниципальный этап Фестиваля и могут участвовать в конкурсной программе. Остальные участники могут участвовать в мероприятиях Фестиваля, исключая конкурсную часть.
Сбор команды (не более 10 топов)
Команда в рамках Марафона получает по 1 топу за каждого из участников (но не более 7), а также по 5 топов за наличие уникального наставника в рамках Соты. Другими словами, если в одну Соту входят 5 команд с одинаковым наставником, то только одна команда может получить топы за него. Если команды с одним и тем же наставником входят в разные Соты, то каждая из этих команд получит топы за наличие наставника.
Пример критериев оценки этапов для исследовательского трека
Этап "Визитка"
Результат этапа "Визитка" ⎼ участники команды познакомились друг с другом и хотят двигаться вместе. Команда уже попробовала что-то делать вместе. Один из результатов этого ⎼ визитка команды в виде презентации или видео.

В презентации есть понятные ответы на вопросы (за каждый вопрос от 1 до 5 топов, не более 25 в сумме топов.)

  • Кто мы и почему мы вместе?
  • Почему и зачем мы в этом треке (например, что уже исследовали, что вдохновляет)
  • Роли в команде и ваша экспертность? (как они связаны)
  • Кто оставил след в вашей области и что вы сами хотите сделать?
  • Доклад/презентация ⎼ художественность, техничность, выразительность, сторителлинг
Этап "Замысел"
Результат этапа "Замысел" ⎼ понимание, что и зачем команда будет делать на школьном этапе и в следующих этапах фестиваля КраеФест. Это понимание выражено в виде презентации и других заметок (артефактов). Но главное, что у команды на самом деле появился замысел!
Критерии оценки: в презентации есть понятные ответы на вопросы (за каждый от 1 до 5 топов, не более 40 топов в сумме).
  • В чем идея проекта? Описана идея ⎼ что и как собираемся сделать.
  • Польза для мира или вас (развивающая ценность авторства и способа ее реализации).
  • Кто уже делал что-то подобное? Команда провела мини-исследование: были ли похожие замыслы, и в чем будет новизна.
  • Есть гипотеза (насколько оригинальная, красивая, увлекательная, на что опирается).
  • Какие инструменты понадобятся для работы? Методики, оборудование?
  • Примерный план реализации в течение следующих месяцев? Какие этапы этапы выделяете (не менее 5)? Что можно сделать уже за следующую неделю?
  • Подтверждение о соглашении с наставником (тьютором, научным руководителем) и описание его экспертности в области исследования.
  • Доклад/презентация ⎼ художественность, техничность, выразительность, сторителлинг.

Этап "Дело" ⎼ реализация мини-проекта
Результат этапа: команда уже приступила к реализации проекта и выполнила первый этап за короткий срок. По итогам можно сделать страничку мероприятия в социальных сетях (Вконтакте, facebook и др.) или написать статью (с фотографиями, рассказами о формате проведения данного мероприятия), или сделать видео ролик (не более 10 мин) и разместить в Интернете.

Критерии оценки: в презентации и отчете есть понятные ответы на вопросы (за каждый вопрос от 1 до 10 топов, но не более 50 топов в сумме).

  • Команда реализовала часть проекта, как планировала на этапе "Замысел"?

  • Какие результаты команда получила? Что сделано?

  • Команда работала в большой степени самостоятельно? Каким образом организовывали работу? Какие трудности были? Как с ними справились?

  • Команда использовала новые для себя инструменты? Какие?

  • Что нужно сделать для развития команды как коллектива? Какие задачи для развития участников команды вы рекомендуете ⎼ чему важно учиться дальше?

Работа в СОТах
Сота ⎼ это 3-5 команд минимум с одним наставником.
Если наставников несколько, то выбирается один наставник, куратор соты, который будет помогать команде собираться на встречи, заполнять зачетные ведомости, публиковать результаты этапов проекта, контактировать с организаторами.

При формировании Соты убедитесь, что у вас точно есть общие по графику часы для встреч (например, вы не находитесь в сильно разных часовых поясах).

Сота считается сформированной, когда участвующие команды договорились о графике встреч и канале коммуникации.
Минимальное количество встреч сот ⎼ по одной на каждый этап работы над проектом (3).

Чтобы провести зачетную сессию по этапу нужно:
  • подготовить отчетные материалы и доклад по этапу;
  • собрать на встречу хотя бы одного представителя от каждой команды соты и хотя бы одного наставника.

Как проходит зачет:
  • выбирается ведущий, помогающий соблюдать тайминг и порядок сессии, и летописец, записывающий процесс и результаты собрания;
  • каждой команде дается время на доклад и на вопросы к нему;
  • по итогам доклада и ответов на вопросы каждая команда, кроме команды-докладчика проставляет топы по критериям;
  • после всех докладов заполняется форма по этапу с зачетными критериями, предоставленными трекером. На странице соты публикуются отчетные материалы по этапам и результаты зачета.
Глоссарий
Баллы -"топы"
В рамках Марафона участники зарабатывают условные баллы под названием "топы", которые затем конвертируются в бонусные баллы, соответствующие указанным в общем положении Фестиваля. В рамках марафона можно заработать 150 топов, они конвертируются в бонусные баллы как 1:10 (10 топов = 1 бонусный балл)

Наставник
Наставником команды может выступать педагог, родитель, научный руководитель, куратор, старший товарищ, который поддерживает и направляет команду. Наставник должен быть старше 18. Желателен, но не обязателен педагогический или опыт сопровождения проектных команд. Наличие наставника у команды желательно. Один наставник может курировать несколько команд, однако в этом случае эти команды должны быть привязаны к разным оценочным комиссиям ("сотам"), см. далее.
Наставник входит в состав команды, поддерживает и направляет команду, участвует в ее деятельности, не может представлять команду на защите, входит в состав зачетной комиссии своей команды ("соты", см дальше). Важная задача наставника ⎼ обеспечить беспристрастность, конструктивность и продуктивность дискуссии в рамках работы зачетной комиссии.

СОТы
Зачетные комиссии в рамках Марафона формируются из самих участников конкурса и называются Соты (сокращенно от Сетевые Образовательные Товарищества ). Сота состоит из представителей 3-5 команд и хотя бы одного наставника и формируется при входе команды в конкурс. Соты ⎼ это основная структура, в рамках которой участники развивают и соотносят с критериями свои проектные идеи. Задача Сот ⎼ обеспечить горизонтальность, взаимоподдержку и взаимозачет проектных идей на каждом из этапов Марафона.